|
Физическая реабилитация детей с детским церебральным параличом (ДЦП)Физическая реабилитация детей с детским церебральным параличом (ДЦП).ДЦП – это заболевание, связанное с поражением формирующегося головного мозга в период внутриутробного развития, в родах, в ранний постнатальный период. Заболеваемость ДЦП имеет тенденцию к увеличению и составляет 1,8 случая на 1000 детей. Выделяют несколько клинических форм ДЦП, для всех форм характерны двигательные нарушения рефлекторного характера, движения возможны, но они не управляются ребенком: присутствуют компенсаторные движения и порочный двигательный стереотип, нарушена координация, повышен тонус мышц. ДЦП не прогрессирует, по мере роста и развития ребенка могут отмечаться уменьшение клинических симптомов болезни. Выделяют 4 периода восстановления двигательной сферы:
Лечение ребенка с ДЦП нужно начинать с самого раннего возраста, от этого во многом будет зависеть функциональное состояние ребенка в более позднем возрасте. Отсутствие раннего лечения вызывает формирование порочных поз и движений, затрудняя нормализацию двигательной сферы ребенка. Лечение детей с ДЦП комплексное и включает медикаментозное, физиотерапевтическое, ортопедическое, логопедическое лечение, гидрокинезотерапию, электростимуляцию мышц в покое и в ходьбе, особое значение в физической реабилитации таких детей имеет лечебная физкультура и массаж. В нашем центре используется сочетанная методика массажа и лечебной физкультуры. Массаж способствует снижению мышечного тонуса, противодействует развитию контрактур, нормализует тонус мышц и обеспечивает подготовку мышц ребенка перед занятием лечебной физкультурой. При занятиях лечебной физкультурой мы используем упражнения на расслабление, маховые движения, пассивно-активные и активные упражнения из облегченных исходных положений (сидя, лежа), упражнения на мяче большого диаметра, упражнения для развития и тренировки основных возрастных двигательных навыков (позлание, лазанье, бег, прыжки, метание). Особое значение в реабилитации детей с ДЦП имеют игровые упражнения «как я одеваюсь», «как я причесываюсь» и т. д. Формирование движений мы производим в строго определенной последовательности, а именно: начиная с головы, затем идут руки – туловище, руки – туловище – ноги и совместные двигательные действия. При этом движения руками и ногами выполняются сначала в крупных суставах, затем постепенно захватывают средние суставы и дальше смещаются к мелким. При наличии сопутствующих деформаций опорно-двигательного аппарата ребенка (деформации стоп, укорочение конечностей, сколиозы) мы подбираем индивидуальные ортопедические изделия (стельки, ортопедическую обувь, корректоры осанки). Очень важно для детей от 4 до 7 лет с сохраненным интеллектом необходимо посещать детские дошкольные учреждения с логопедическими группами, так как двигательные дефекты сочетаются с нарушением речи. Посещая детский сад ребенок с ДЦП получает необходимое общение со сверстниками, расширяется его естественная потребность в движении, возрастают речевые контакты со взрослыми и детьми, прививая маленькому человеку опыт социального взаимодействия, повышая уровень самооценки. Материал подготовил специалист по лечебной физкультуре и массажу Ортопедического центра «БЭБИ КИНГ» Чкадуа Ираклий. |